1-ая и 2-ая книги Паралипоменон

1-ая и 2-ая книги Паралипоменон (евр. «Летопись»)

Первая кн. Паралипоменон:

Ключ: «Ты царствуешь над всем.»

Главная мысль: Бог, как господствующий Господь, благословляет повинующихся, наказывает непокорных.

Вторая кн. Паралипоменон:

Основной текст: 2Пар.20:20.

Основная фраза: «Расположил сердце свое к тому, чтобы взыскать Господа.» 2Пар.30:19.

Главная мысль: Искание и служение Господу - секрет живой религии и жизни победы.

Греческое название этих книг, перешедшее в «Вульгату», означает дополнения (очевидно, к книгам Царей). Эти исторические записи возникли, вероятно, около 330 года до Р.X. и составлены каким-нибудь левитом по записям Ездры и Неемии, а также по более старинным документам (быть может, из храмового архива).

При сравнении книг Паралипоменон с книгами Царств видим, что первые почти буквально повторяют многие относящиеся к царям данные, а многое выпускают или дополняют новыми фактами, трактуя их с точки зрения священнослужителей. Особенное внимание уделено заброшенному при потомках Соломона храмовому богослужению; оставлены почти без внимания грехи и злодеяния царей, впавших в идолопоклонство, и суды Божии над ними. Речь идет преимущественно о царстве иудейском. Составитель книг видимо хотел выдвинуть факт предпочтения Богом монархии Давида. Во 2-ой книге рассказано о попытках религиозного преобразования народной жизни при царях Асе. Иосафате, Иоасе, Езекии и Иосии. В виду нравоучительного характера книг, составитель особенно выдвигает светлые стороны правления царей из дома Иуды, приводя факты, где царская власть действует в духе, отвечающем желаниям современного духовенства.

Содержание 1-ой книги: Родословная от Адама до Давида. Воцарение Давида. Его сподвижники. Гибель Саула и его дома. Правление Давида, его заботы о будущем храме. Благодарственная молитва Давида, его последнее желание и кончина.

Содержание 2-ой книги: Жертвоприношение Соломона, его богатство. Постройка храма и его освящение. Правление Соломона, его мудрость, слава и конец. Цари и пророки в иудейской царстве от Ровоама до Седекии.

В конце - упоминание о вечной милости Божией, проявленной к праотцам и вновь оказываемой Иерусалиму и храму.