Вторая книга Моисея: ИСХОД (Exodus)

Вторая книга Моисея: ИСХОД (Exodus)

Основные тексты: Исх.3:8; Исх.12:23.

Главная мысль: Искупление кровью.

Эта книга повествует об освобождении потомков Авраама из египетского рабства, о завете Бога с ними на горе Синае и сорокалетнем их странствовании в пустыне по пути в землю Обетованную. Освободитель - Бог, посредник между Богом и израильтянами - Моисей, мужественный и верный слуга Божий (Евр.3:2).

Дух Святой говорит через ап. Павла (1Кор.10:1-11), что все происходившее с израильтянами в пустыне было прообразом грядущего - и люди, и их действия, и предметы. Таким образом, видимый вождь освобожденного народа, Моисей, преобразовал Христа - Освободителя мира из-под власти греха; но не Моисей ввел народ в землю Обетованную, так как он символизировал закон, которым лишь познается грех (Рим.3:20), но не может быть достигнуто оправдание по вере в Иисуса Христа. Отвергнутый соплеменниками он берет себе жену из языческого народа (прообраз Церкви из язычников); потом является к своим, облеченный властью свыше, и принят ими (прообраз будущего соединения уверовавшего Израиля с христианами).

В книге Исход ярко изображена непроходимая пропасть между Святым Богом и грешным человеком. Приближение к Богу, до Христа Спасителя, возможно лишь через пролитие священником крови чистого животного - как прообраз того, что общение с Богом возможно ныне только через Голгофу Христа, при условии очищения от всякой нечистоты драгоценною кровью Агнца Божия (1Ин.1:7). Странствование израильтян по пустыне служит прообразом жизни верующих среди пустынь этого мира, который наполнен разными искушениями и опасностями. Под водительством Духа Святого «горькие воды Мерры» становятся сладкими, а «укусы змей» не смертельными - при одном взгляде на крест Голгофы.

Ветхозаветное жертвоприношение имело значение только покрытия греха и очищения от него (евр. слово kaphar = покрывать), но не оправдания грешника, «ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (Евр.10:14). Ветхозаветная жертва указывала на искупительную жертву Христову, удовлетворившую справедливость Божию («возмездие за грех - смерть», Рим.6:23), и даровавшую полное оправдание. Христианин уже не под ярмом закона дел, который ведет к осуждению, но под благодатью, дарующею прощение и полное оправдание.

Главная мысль книги «Исход» - основание земного царства Божия среди избранного народа.

Содержание: Угнетение Израиля фараоном. Жизнеописание Моисея до его призвания на служение. Моисей и Аарон перед фараоном. Установление пасхи. Исход еврейского народа из Египта. Гибель врага. Чудесное сохранение жизни 600-тысячного народа и установление празднования субботы. Откровение Бога на горе Синае. Дарование закона десяти заповедей. Завет Бога с народом через посредника Моисея. Божие повеление о скинии, её принадлежностях и священнослужителях. Скрижали завета; нарушение завета поклонением золотому тельцу; возобновление завета. Приготовление скинии и её принадлежностей; освящение её и пребывание в ней славы Божией.

Эти события охватывают период времени в 215 лет.