Книги Ездры и Неемии
Книга Ездры:
Основная фраза: «Слово Господне»
Главная мысль: Место и сила слова в религиозной, социальной и общественной жизни Его народа.
Книга Неемии:
Основные тексты: Неем.1:4; Неем.6:3.
Основные слова: Молитва и дела.
Главная мысль: Молитва, старание и настойчивость - условия успешного дела для Бога.
Эти книги являются продолжением Паралипоменон и названы по имени двух выдающихся деятелей эпохи, ознаменованной частичным возвращением Израиля из вавилонского плена. Книга Ездры начинается заключительными словами 2-ой книги Паралипоменон; это, вместе с арамейским языком некоторых глав, наводит на предположение, что все три книги написаны одним и тем же лицом, ученым левитом.
«Когда окончилось время, предсказанное пророком Иеремией», многие благочестивые сыны Иуды и Вениамина вернулись со своими старейшинами в землю отцов. Возможно, что вернулись также и отдельные лица из других колен, но в общем 10 колен Израиля остались доныне в рассеянии по всему миру до конца человеческой истории, не распознаваемые среди других народов. По милостивому декрету персидского царя Кира, покорителя Вавилонии, пришла в Иерусалим первая партия переселенцев под главенством старейшины Зоровавеля и первосвященника Иисуса, сына Иоседекова (536 г. до Р.X.). После трогательной церемонии закладки второго храма на месте разрушенного, работы должны были остановиться по злостному доносу соседних завистливых самарян; они возобновились только во второй год царя Дария. Храм был окончен, торжественно освящен, и отпразднована пасха. Драгоценные сосуды храма и принадлежности возвращены евреям царем Артаксерксом со второй партией переселенцев, преимущественно из колена Левия, под главенством Ездры – «искусного ученого в законе Моисеевом». Ездра имел намерение восстановить в сознании и быте своего народа закон Моисея и начал свою деятельность преследованием смешанных браков и расторжением уже заключенных. Спустя 13 лет в Иерусалим пришел другой реформатор Неемия, виночерпий царя Артаксеркса. Он продолжил и довел до конца начатое Ездрой дело внутреннего коренного преобразования. При нем разрушенный Иерусалим мало по малу обстраивается и заселяется; вокруг него возводятся новые стены и чинятся поврежденные, причем строителям приходится одновременно защищать свою работу от покушений враждебных соседей. По окончании работ Неемия собирает народ для выслушания Моисеева закона, прочитываемого Ездрой при всеобщем внимании и в слезах покаяния. Вслед за этим народ празднует дни кущей, впервые со времен Иисуса Навина.
Книга Неемии отличается необычайною живостью рассказа, ведущегося от лица автора. Ему и Ездре удалось вернуть Моисееву закону его прежнее значение для внутренней жизни народа; но его былое благоустройство (с делением на колена) и независимость от других народов уже не вернулись.
Основная мысль книг Ездры и Неемии та, что водительство Божие и помощь народу обусловлены верностью Богу и Его закону.
Содержание книги Ездры: Первая партия евреев возвращается из плена под главенством Зоровавеля и Иисуса, сына Иоседекова. Восстановление разрушенного храма. Возвращение второй партии с Ездрою. Заботы его об очищении народа от всяких следов язычества.
Содержание книги Неемии: Возвращение Неемии в Иерусалим. Возведение городских стен при помехе со стороны враждебных соседей. Возобновление завета народа с Богом. Перепись людей из колен Иудина и Вениаминова, поселившихся в Иерусалиме. Торжественное освящение иерусалимских стен. Восстановление празднования праздника кущей. Устранение погрешностей в общественной жизни вернувшихся на родину.