Послание к Галатам
Основной текст: Гал.3:2.
Главная мысль: Христос, Избавитель от закона и простой внешности, вводящий в славную свободу.
Галатией называлась в древности одна из малоазиатских областей римской империи, населенная галатами. Во время своих миссионерских путешествий ап. Павел основал там несколько общин, преимущественно из туземцев-язычников. В Гал.4:13-17 послания читаем о том, как успешно на этой почве распространялась благая весть о спасении по благодати. Но вскоре иудействующие законники смутили непостоянных галатов тем, что для оправдания человеку мало одной веры, а необходимо еще подчинение обрядовому закону. С лукавством истых фарисеев они пытались подорвать авторитет великого Апостола, умаляя его призвание и значение, а с тем вместе - значение его благовестия. Многие дали увлечь себя на этот путь еще и потому, что рассчитывали избежать преследования от иудеев (Гал.6:12). Другие, между тем, впали в иную крайность: смешав ветхозаветную обрядность с законом десяти заповедей, расширенным Христом, они вели образ жизни, далекий от духовного. Эти уклонения и вызвали скорбное послание ап. Павла из Ефеса. Он защищает свое посланничество, ссылаясь на признание его первоверховными Апостолами в Иерусалиме, и опровергает лжеучение иудействующих; указывает на то, что спасение имеет свои корни в завете Бога с Авраамом (Быт.15:18), закон же дан спустя 430 лет, им познается грех, и никто не может оправдаться. «Если законом можно получить оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал.2:21). Другому заблуждению ап. Павел противопоставляет получаемое по благодати духовное возрождение, когда человек отказывается от анархии своей воли, отдает ее Христу и, водимый Духом Святым, исполняет волю Божию не из страха, но из любви и благодарности. Закон вложен Духом Святым в сердце верующего, написан в его мыслях (Иер.31:33, Евр.10:16), верующий подзаконен Христу (Гал.6:2, 2Ин.5:1) и стремится к тому, чтобы в нем изобразился Христос (Гал. 4, 19).
Это послание написано не отдельной общине, но всем общинам области. В нем мы во второй раз встречаемся с центральной темой учения ап. Павла: «Праведный верою жив будет» (Авд.2:4). Включение в дело спасения каких-либо других средств («добрых» дел) отдаляет от великого евангельского принципа дара по благодати, ради Христа.
Послание в оригинале написано собственноручно Апостолом и, против обыкновения, не содержит никаких приветствий.