Книга пророка Аввакума
Основное слово: «Для чего», Авв.1:3.
Главная мысль: Самостоятельность Божия в виду допущения зла.
Судя по изысканности языка и молитве в главе 3, напоминающей псалом 76, пророк Аввакум мог быть левитом или певцом при храме. Он жил в последние годы царствования Иосии и в первые - Иоакима. Трудное это было время для Иудеи. Вавилонская монархия крепла, ширилась и уже боролась с Египтом за преобладание в мире. Незначительная иудея лежала между ними беззащитная, потеряв опору в Боге за свою измену Ему. Карающий бич Божий был уже занесен над Иерусалимом, где, наряду с храмовым поклонением Богу отцов, практиковались все формы грубой пантеистической религии, заимствованной от соседних народов. Реформы царя Иосии не произвели коренного оздоровления; истинное благочестие сохранялось лишь у немногих. Произвол и насилие сильных над слабыми вызывают скорбный вопль пророка к Богу (Авв.1:2-4). Аввакум смущен безмолвием Бога и допущением попирания правды на земле. Ответ в видении водворяет тишину в его смятенную душу. Теперь ему ясно, что гордый и алчный завоеватель, допущенный Господом только для суда, будет в свою очередь наказан за свои зверства, а «праведный верою жив будет» (Авв.2:4). Благочестивым нужно крепко держаться животворной веры - подобно самому пророку, который накануне бедствий настоящего возвышается до прославления радостей будущего. Признавая за верой силу спасения, Аввакум является предтечею апостола Павла (Рим.1:17, Гал.3:11). Какие чудные перспективы вера открывает и для язычников, и для остатка евреев!
Израиль наказан Вавилоном, Вавилон - Персией… «Народы трудятся для огня, и племена мучают себя напрасно, чтобы земля наполнилась познанием славы Божией» (Авв.2:13). Это и будет - во второе пришествие Господа Иисуса во славе (сравни Исаи.11:9-11).