Книга пророка Осии
Основное слово: «Возвратитесь» (упоминается 15 раз).
Главная мысль: Представление Божьего плана в восстановлении отступников.
Хотя она относится к половине VIII-го века до Р.X., но помещена в каноне после книги пророка Даниила, начиная собою ряд кратких книг, до известной степени дополняющих четырех предыдущих пророков и связанных между собою скорее логически, чем хронологически.
Пророк Осия, сын Беериев, был современник Амоса в Израиле, Исаии и Михея в иудее, и его слово относилось к царству северному, т.е. израильскому, при Иеровоаме II. То было время внешнего благосостояния народа и глубокого духовного упадка. Введенное Иеровоамом I идолопоклонство нашло благодарную почву и пустило глубокие корни. Развращенность народа особенно ярко выразилась после смерти Иеровоама II в заговорах и цареубийствах. Пророк Осия выступил с обличением своих соплеменников в моральном одичании и заискивании перед мирским могуществом Египта и Ассирии. Пророк бичует резкое противоречие между внешнею религиозностью и внутренним оскудением веры и благочестия. Господь хочет милосердия, а не жертвы, более Боговедения, нежели всесожжений (Осии.6:6). За то, что Израиль возлагал надежды на человеческую опору, а не на Бога, Который привлекал его узами любви, Ассур должен быть царем у нераскаянных (Осии.11:4-5). Но справедливый гнев Божий не вечен; Господь пожалеет Израиль, исцелит его от вероломства и будет любить его. От власти ада Он искупит их, от смерти избавит их (Осии.13:14).
Через все речи пророка Осии проходит контраст между судом и обетованием помилования. Отношение Бога к Израилю представлено как брачный союз, а вероломство народа, как неверность жены мужу. Это уподобление вошло во все позднейшие книги Св. Писания до новозаветного Откровения ап. Иоанна включительно.
Содержание книги: Вероломство Израиля и безграничная к нему любовь Божия. Бог обличает народ, двор царя, священников. Приговор: ассирийское пленение. Обетование помилования и благословения при условии возвращения к Богу отцов и искреннего раскаяния.