Книга Иова

Книга Иова

Основное слово: Искушение.

Основные тексты: Иов.1:9. Иак.5:11.

Главная мысль: Испытания и страдания иногда приходят для наставления, не всегда для наказания.

Эта книга начинает собою ряд книг учительных, назначение которых поучать людей доверию к Богу и Его путям. Они написаны пророчески просвещенными людьми своего времени; некоторые из них - (Псалтирь, Песнь песней и кн. Плач Иеремии) - имеют поэтическую форму и предназначены для пения. В книге Иова поэтический элемент переплетен с философским. Глубина и зрелость мысли этой книги таковы, что, по мнению д-ра Лютера, автором книги мог быть Соломон, с творениями которого она имеет много общего. Мнение Лютера разделяли и многие позднейшие ученые знатоки Библии. Если автором этой замечательной книги не был Соломон, то возможно, что она создана вдохновением мудреца Емана (3Цар.4:31), составившего 87 псалом, по характеру сходный с книгой Иова.

В эпоху Соломона Израиль вел не только торговые сношения с соседними народами, но и другие - на почве обмена культурными достижениями. Царица отдаленной Савеи едет поучиться мудрости Соломоновой - «испытать его загадками» (2Пар.9:1-9); царь Тира Хирам предоставляет Соломону своих искусных зодчих для сооружения храма (3Цар.5:15-18). то время было периодом наивысшего культурного расцвета Израиля.

По своей разговорной форме книга Иова приближается к драме. Она трактует о глубоких жизненных проблемах: о причине и цели страдания добрых, об отношении человека к Богу и Бога к человеку. Так как в ней нигде не упоминается о законе, то возможно, что тема заимствована автором из предания времени патриархов, когда писанного закона еще не было, и люди жили по закону своей совести.

Вывод мудреца автора тот, что совершенной праведности не может быть на земле, ибо праведный, в человеческом смысле слова, грешит самодовольством и не смиряется перед Богом. Итак, праведник подвергается испытаниям для того, чтобы проникнуться сознанием своего несовершенства и научиться смирению. Его страдания - не кара, но очищение, которое ведет к усовершенствованию для Бога (Ин.15:2).

Основная мысль книги Иова: Пути Божии не измеряются законом причин и следствий, хотя и включают его; пути Божии непостижимы, и потому страдание ведет к благой цели, будучи допущено всеблагим Богом. Если бы Израиль уразумел книгу Иова, то крест Христов не был бы для него таким преткновением.

Содержание книги: Характер и жизнь Иова; тяжкие его страдания; посещение страдальца друзьями. Жалобы Иова ведут к продолжительным рассуждениям посетителей. Они обвиняют Иова, предполагают у него тайные грехи, прикрытые внешним благочестием. Иов настаивает на своей невиновности, высказывает уверенность в том, что будет оправдан Богом, и порицает близорукое отношение собеседников к непостижимым действиям Бога. Один из друзей справедливо ставит ему в вину слишком большую уверенность в своей праведности. Заключение речи Бога: Всемогущий может отягчить праведника страданиями для его испытания и смирения. Раскаяние Иова. Бог восстанавливает его здоровье, возвращает и умножает благополучие.

Достойны исключительного внимания стихи 25-27 главы 19, как пророчество об Искупителе Христе, Которого страдалец увидит над прахом, отрешившись от плоти своей.