Третья книга Моисея: ЛЕВИТ (Leviticus)

Третья книга Моисея: ЛЕВИТ (Leviticus)

Основные слова: святость и искупление.

Главная мысль: Доступ искупленных к Богу только чрез кровь. Святость в искупленных необходима.

В этой книге говорится о том, как спасенные из египетского рабства (иносказательно - из рабства греху) должны приближаться к Богу, чтобы служить Ему. Книга Левит является продолжением Исхода. В ней описан путь приближения к Богу для общения с Ним; установлен чин жертвоприношений и посвящения достойных лиц из колена Левия в сан священства. Различные виды жертвоприношений: из чистых животных - тельцы, овцы, агнцы; из птиц - горлицы и молодые голуби; из муки, растительного масла, ладана и соли. Священнослужители (первосвященник, священники и левиты) - после предварительного омовения тела, должны облачаться в одежды, соответствующие степени их свящ. сана. В 23-й главе книги Левит установлены время и продолжительность праздников: седьмой день недели - суббота (день покоя), пасха, праздник жатвы, пятидесятница, праздник труб, очищения и кущей. Установление субботнего (т. е. седьмого) и юбилейного (т. е. 50-го) года (гл. 25) способствовало воспитанию в народе человеколюбия.

Наряду с законами духовной жизни Израиль получает и гражданские законы, которыми определяются взаимоотношения общественной и семейной жизни. Божественное происхождение синайского законодательства подчеркивается часто повторяющимися словами: «И сказал Господь Моисею». В книге Исход Бог говорит с Синая, в книге Левит - из скинии.

Ветхозаветные жертвы служат прообразами Голгофской жертвы. Ветхозаветному богослужению Господь Иисус противопоставляет поклонение Богу «в духе и истине», а священству - всеобщее священство верующих.

Основная мысль книги Левит заключается в том, что общение искупленных с Богом требует от них совершенной чистоты жизни: «Святы будьте, потому что свят Я, Господь Бог ваш!» (Лев.19:2).

Содержание: Общие законы о жертвах и предписания для священников. Сыны Аарона Надав и Авиуд подвергаются наказанию от Бога за внесение в скинию чуждого огня, т. е. не того, который всегда поддерживался священниками на жертвеннике(1). Постановления относительно телесной чистоты; освящения личной, семейной и гражданской жизни. Кары за преступления против закона. Устав о праздничных днях и временах. Освящение священнослужителей и их семейств. Побитие камнями богохульника. Год субботний и год юбилейный (призыв к милосердию). Обетование благословения Божия за соблюдение законов и проклятия за их нарушение.


(1)Чуждый огонь - символ своевольного поклонения Богу, внесение плотских, внешних способов разжигания набожности молящихся