Первое и второе соборные послания ап. Петра
Перв. посл. ап. Петра:
Основное слово: «Страдание».
Главная мысль: Как мы можем переносить страдания терпеливо, радостно и во славу Божию.
Втор. посл. ап. Петра:
Основное слово: «Напоминание».
Главная мысль: Как быть чистым и верный во дни растления и отступничества.
Если авторство второго послания некоторыми богословами подвергается сомнению, то автором первого единодушно признается тот ученик Господа, который первый исповедал Его Сыном Божьим и был одним из первых камней Его Церкви, возникшей в день Пятидесятницы на краеугольном основании Христа (Ефес.2:20). Время и место составления этих посланий неизвестны, как неизвестна дальнейшая деятельность апостола Петра после того, как, начиная с 13-ой главы Деяний, на первый план выступает личность ап. Павла. Встречаем еще Петра в Антиохии (Гал.2:11-14) и на апостольском соборе в Иерусалиме (Деян. 15). По свидетельству отцов Церкви 2-го века, Петр принял мученическую кончину в Риме, - следовательно, был там в конце своего жизненного пути; но предание о его долголетней там епископстве появляется лишь в 4 веке. Из первого послания можно предположить, что Апостол писал его в Риме, который иносказательно называет Вавилоном (2Пет.5:13), этим нарицательным именем всякого безбожного мирового города. В послании сказывается знакомая нам по Евангелиям пылкая натура Петра, но очищенная и смягченная воздействием Святого Духа. Петр - Апостол живой надежды в то страшное время гонений от язычников и от иудеев. Своим посланием Апостол хочет укрепить веру своих собратьев из 12-ти колен Израиля в малоазиатских церквах, страдавших, к тому же, от внутрицерковных расхождений, производимых лжеучителями.
Второе послание ап. Петра относится, судя по 2Пет.1:14, к концу его жизни и является как бы его завещанием. Апостол предостерегает верующих от лжеучителей, которые будут уловлять новообращенных в плотские похоти приманкой свободы и безнаказанности, а в наглости своей будут отрицать искупившего их Господа и Его второе пришествие, ибо они не разумеют долготерпения Господня. Христиане должны своею безукоризненною жизнью опровергать несправедливые обвинения в неповиновении властям (2Пет.3:16) и должны встретить пришествие Господне достойными своего высокого звания, неоскверненными от мира.
Все послание проникнуто надеждой на близкое возвращение Искупителя во славе и ожиданием нового мироздания по слову Его.