Первая книга Моисея: БЫТИЕ (лат.: Genesis)
Основное слово: Начало.
Основной текст: Быт.1:1
Главная мысль: Падение человека во всех отношениях встречено спасением Божиим.
Начало всего существующего
Эта книга повествует о том, как Бог (во Св. Троице(1)) проявляет Свою творческую силу, премудрость и всемогущество. Уже в самом начале противопоставлены два начала - духовное и материальное; вокруг них вращается все Божественное Откровение. Дух Божий носится над хаотической материей, влагая в нее многоразличные силы, величайшая из которых - свет(2)). Из хаоса в шесть творческих периодов («дней»(3)) возникает, по слову Творца, гармонически прекрасный мир. Властелином над ним поставлен человек, созданный триединым (дух, душа, тело) по образу и подобию Триединого Бога (Быт.1:26). Мировая гармония нарушается неповиновением прародителей человечества воле Создателя под влиянием искусителя сатаны - падшего ангела (Исаи.14:12); люди лишаются общения с Богом, т. е. умирают духовно, и подлежат телесной смерти. Наказание это распространяется и на всё творение. Милосердный Бог всё же дает обетование в «Семени жены».
Богопочитание сохраняется только в потомстве Сифа, сына Адамова. Плотское смешение этих «сынов Божиих» с дочерями сынов нечестивых доводит первобытное человечество до последней степени духовного падения. Бог определяет истребить людей потопом, пощадив только праведного Ноя и его семью (всего восемь душ). Разделение единого человечества - потомков Ноя - на три главные группы (семиты, хамиты, иафетиды) с различным назначением и будущностью. Временное их соединение для горделивого самопрославления памятником (Вавилонская башня). Наказание смешением языков. Отделение Авраама.
(1) Наименование Бога «Elohim» Сильный встречается только в кн. Бытия, гл. 1, ст. 1, 2, 3; означает множественность (окончание im) в единстве. Дальнейшее самооткровение Бога выражено в Библии наименованием Яхве, что в переводе с еврейского языка означает «Господь».
(2) Свет существует и отдельно от светил. Так наз. северное сияние в полярных странах и свет электрической искры не исходят от светил, которые были скрыты от земли до 4-го периода творения непроницаемой завесой паров.
(3) Дни творения — не сутки, а неподлежащие вычислению периоды времени, однако имевшие начало и конец, т. е. приостановку жизнедеятельности. «Ибо у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2Пет.3:8).
Первоначальная история еврейского народа и завета с ним Бога.
Содержание: Послушание Авраама; первое испытание его веры - он покидает свое отечество, не зная, куда идет. Переживания его в земле Обетованной. Завет Яхве с Авраамом, обетование ему наследника от Сарры и установление символического обрезания. Рождение Исаака. Второе испытание веры Авраама: он готов принести в жертву своего возлюбленного сына. Бог подтверждает Свой завет с ним. Изгнание сына от рабыни. Домоправитель Авраама послан за женой для Исаака из родственной семьи и привозит Ревекку. От неё родились близнецы Исав и Иаков. Исав пренебрегает своим первородством, Иаков становится наследником обетования и должен бежать от гнева брата. В видении он получает подтверждение данного Богом Аврааму обетования. Прощённый и благословенный Богом возвращается в Ханаан из Харана с большой семьей и обилием стад. Любимый его сын Иосиф продан завистливыми братьями в Египет. Добродетель Иосифа и чудесный дар толкования снов спасают его от уз и даруют ему милость фараона. Иосиф, правитель Египта, прощает своих братьев и переселяет всех своих родственников, в числе семидесяти душ, в Египет. Иаков благословляет Иосифа в лице его двух сыновей и пророчески возвещает пришествие Потомка Иуды, пред Которым преклонятся все народы. Смерть Иакова. Смерть Иосифа.
Историю творения из хаоса прекрасного мира можно иносказательно приравнять к внутреннему, духовному возрождению человека под влиянием творческой силы Духа Святого.