Книги Нового Завета
Прежде чем приступить к изучению Св. Писания Нового Завета, мы должны признать преемственную органическую связь Нового Завета с Ветхим, как продолжение и завершение предвечного плана спасения, начертанного Богом символически уже в книге Бытия гл. 3, 1-24. Новый Завет содержится в Ветхом, этом «детоводителе ко Христу» (Гал.3:24-25), как могучий дуб в малом желуде. Все ветхозаветные события имеют троякий смысл, означая: а) образ действий Бога с данными людьми в условиях их времени и быта; б) часть Божественного плана спасения; в) прообразы великих грядущих истин. Например, история Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа, полна, троякого смысла. Их жизнь рассказана просто, по-человечески. Но послушание и вера Авраама, покидающего по зову Бога родину, чтоб идти в неведомую страну, говорит христианину, что он должен духовно отделиться от мира и чувствовать себя в нем странником и пришельцем в ожидании небесного города, - а готовность этого патриарха пожертвовать собственным возлюбленным сыном указывает на жертву Голгофы. История Иосифа дает в ярких прообразах историю подвига Христа Спасителя: Иосиф обречен на смерть завистливыми братьями, победил искушение Египта, возвысился до положения соправителя страны и спас от голодной смерти свой народ и египтян…
Непостижима любовь Божия к падшему Его созданию, и непостижимы Его пути для примирения с Собой блудного сына! Для воплощения Искупителя был приготовлен особый народ, хранивший откровение о Боге - Духе среди народов, погрязших в грубом материализме. И такой народ возник из одной семьи кочевников - пастухов и множится, охраняемый Промыслом Божьим от вымирания в Египте, воспитываемый в пустыне, караемый и милуемый во все продолжение истории, которая завершится вторым пришествием отвергнутого Израилем Мессии - Христа.
Центральная Личность всех св. Книг - Христос. Наряду с символическим значением ветхозаветных событий, каждый избранник Божий преобразует и предвещает «Желаемого всеми народами» (Агг.2:7). В Мелхиседеке видим Христа - Царя и одновременно Первосвященника вовек; Адам - первый человек ветхого творения, Христос - первенец из мертвых, первый Богочеловек нового творения. Слова «Да будет свет!» указывают на Христа, Свет мира. В Ветхом Завете Христос проявляет Себя и как Личность: Он - в акте сотворения мира, так как чрез Него «всё начало быть» (Ин.1:3); Он - в богоявлениях, как Ангел Бога; Он - предмет пророчеств, как грядущий Искупитель; Он - Тот, Который от начала совершает спасение падшего человечества лично и через Своих избранников. На Него указывала спасающая сила крови пасхального агнца, целительная сила медного змия, питающая манна с неба, устройство скинии свидетельства, принесение в жертву чистых животных: всё говорило об Агнце Божьем, берущем на Себя грех мира.
Книги новозаветного канона, числом 27, также разделены на исторические (4 Евангелия и книга Деяний св. Апостолов), учительные (21 кн. апостольских посланий) и одна книга пророческая (Откровение св. Иоанна Богослова). Слово «завет» имеет два значения: условие между двумя сторонами и завещание умирающего. Завет Бога с человеком ныне состоит в том, чтобы человек принял в свое сердце Христа, как своего личного Спасителя, и получил усыновление от Бога; завещание Христа, составленное накануне крестной Его смерти и скрепленное кровью, подобно как кровью невинных жертвенных животных был скреплен завет Бога с Израилем (Евр.9:16-17).
Греческое слово «Евангелие» означает благую или радостную весть. Какую же весть несут нам четыре Евангелия? Величайшую и драгоценнейшую весть о воплощении ради нашего спасения Единородного и Единосущного Сына Божия, движимого самоотверженною любовью к падшему человеку; весть о том, что наш возлюбленный Господь заместил нас перед правосудием .Божиим, взяв на Себя наказание за грехи каждого из нас (Исаи.53:5); о том, что каждый раскаявшийся получает ради Христа прощение и способность стать новым человеком. Об этой радости пели Ангелы над Вифлеемскими полями в святую ночь Рождества Христова, о ней благовествовали Апостолы, с нею шли на растерзание зверями и на костры мученики за имя Христово. Апостольские послания говорят о ниспосылаемой каждому, принявшему Христа - Спасителя, благодатной силе свыше для его возрождения, т. е. постепенного возрастания в нового человека-христианина. Полученное Апостолом Иоанном Откровение Иисуса Христа показывает в небе прославление Агнца Божия и возвещает о судьбах Церкви Христовой, о Божией суде над миром и о наступлении царства Господня.
В Евангелиях мы имеем повествование о предвечной бытии Сына Божия и Сына человеческого, Его земном происхождении, жизни во плоти, мученической смерти, воскресении и вознесении; приведены некоторые Его речи и чудеса; перед нами не биография, но живая Личность. Богу не было угодно сообщить нам подробности земной жизни Христа (кроме одного случая, описанного еван. Лукою - гл. 2, 41-49) до Его выступления на проповедь, - вероятно для того, чтобы мы не были слишком заняты Личностью, «Христом по плоти» (2Кор.5:16), в ущерб Его делу. Евангелисты передают слова и деяния Господни кратко и просто, без собственных впечатлений и толкований, потому что слова Христа сами по себе - «дух и жизнь» (Ин.6:63).
Евангелия изображают рядом с Господом Иисусом группу Его учеников-евреев, разделяющих с Учителем земное Его уничижение. Послания Апостолов представляют постепенно растущую Вселенскую Церковь (Тело Христово), рожденную в день Пятидесятницы и соединенную с Главою на небесах, Церковь, состоящую из сонаследников Неба и соправителей грядущего Царства Христова, но на земле - странников и пришельцев (1Кор.12:12-13, Ефес.1:3-14, Ефес.1:20-23; Ефес.2:4-6. 1Пет.2:11).
Евангелия представляют Христа в Его трех служениях: Пророка, Первосвященника, Царя. Древний пророк был орудием Бога, Христос - сам Бог (Втор.18:18-19). Характер служения Христа, как Царя, очевиден уже из завета Бога с Давидом (2Цар.7:8-16); о нем говорили пророки, но лишь в Новом Завете сообщены подробности, которых не было в пророческих видениях. Ветхозаветному пророку была непостижима мысль о страданиях Мессии тем более, что видениям страданий предшествовали видения Его славного царствования (Исаия 11). Евреи и доныне относят 53 главу Исаии к своим историческим страданиям в рассеянии. Мы знаем из Нового Завета, что страдания Христа отделены от Его прославления теперешним периодом образования Вселенской Церкви, и что возвращение Господа будет и временем осуществления завета с Давидом. При изучении Нового Завета нужно отказаться от предвзятой мысли, что Церковь есть истинный Израиль, что ветхозаветные пророчества о мессианской царстве уже исполнились, и что «престол Давида» (Лк.1:32) есть то же, что «престол Отца Моего» (Откр.3:21), а «дом Иакова» - Церковь, составленная из иудеев и язычников. Посланничество Господа Иисуса первоначально имело предметом иудеев. Христос подчинился закону, чтобы искупить подзаконных (Гал.4:4-5) во исполнение обетования их отцам (Рим.15:8). Поэтому вплоть до Голгофы Евангелия имеют строго иудейский характер, призывая к соблюдению закона. Нагорная проповедь расширяет понимание закона, требуя того совершенства, которое не может быть достигнуто человеком личными усилиями. Такое совершенство достигается через благодать Божию, о чем читаем в Апостольских посланиях; и эта создаваемая Богом праведность по вере (Авв.2:4) будет отличительной чертою граждан мессианского царства на земле до того блаженного времени, когда Христос передаст царство Богу и Отцу (1Кор.15:24).
Первосвященническое служение Христа является завершением Его пророческого служения. Как пророк был представителем Бога в народе, так и первосвященник представителем народа перед Богом. По причине греховности людей и своей собственной, ветхозаветный первосвященник должен был непрерывно приносить жертвы за себя и других, равно как ходатайствовать об их нуждах. Первосвященник Нового Завета - Христос, принеся Себя самого в совершенную святую жертву (Евр.9:14), ходатайствует ныне за каждого, приходящего через Него к Богу.
Новозаветные св. Книги являются документом, подтверждающим новый союз Бога с человеком. Они составлены или непосредственными свидетелями жизнедеятельности Христа на земле, или их сотрудниками и спутниками, - но всегда по вдохновению свыше: через писавших говорил Святой Дух. Излияние Его даров на собравшихся в день Пятидесятницы учеников и Апостолов положило начало Церкви Христовой, основанием которой, камнем краеугольным, был Христос, а из Его учеников дано было Апостолу Петру впервые воспользоваться, по слову Господа, «ключами в царство небесное» (Мф.16:18-19), открыв его проповедью.
Благовестие Апостолов сохранялось в первоначальных христианских общинах в форме устного предания; но с течением времени, когда то тут, то там начались отклонения от слова истины, а вместе с тем в жизни отдельных церквей случались непорядки, требовавшие порицания и наставления, стала очевидной необходимость письменного изложения Апостолами основных истин христианского вероучения и правильного подхода к Личности Христа. Это повторное выступление Апостолов началось соборными их посланиями ко всем церквам; послания ап. Павла к церквам поместным, Евангелия и Деяния составлены позже. Евангелий было много (Лк.1:1), но христианами первых двух веков были повсеместно приняты к употреблению только те четыре, которыми и поныне пользуется христианский мир. Окончательное установление канона новозаветных книг относится к концу IV века.
Основной язык новозаветных книг не еврейский, но греческий, так называемый народный, т. е. в то время общепонятный. Благовестие обращено уже не к одному Израилю, но ко всему миру и потому составлено на самом распространенном в древности языке.
Первоначальные рукописи затерялись, повидимому, во 2 веке; священный текст сохранялся до нашего времени сперва в сличенных и избранных его копиях, потом в печатном воспроизведении. Изобретенное Гутенбергом в 1440 году в Германии, книгопечатание оказало Библии большую услугу, послужив её распространению - преимущественно в протестантских странах. До Реформации на Западе, вследствие стремления так называемых сект к библейскому христианству, возникали, помимо имевшейся уже с 4-го века Вульгаты ученого Иеронима, и другие переводы Св. Писания на латинский и романские языки (напр. перевод вальденцев); но все они были превзойдены переводом д-ра Мартина Лютера на немецкий язык. В новейшие времена, по мере успеха миссионеров в языческих странах, потребности перевода Библии на другие языки и наречия удовлетворяет Британское и заграничное Библейское Общество, поставившее своей задачей снабдить священным Писанием все народы. Недавно О-во выпустило свой 1000-ный перевод.
Три первых Евангелия имеют однородный характер повествования (о деяниях Иисуса преимущественно в Галилее); поэтому они составляют одну группу и названы в богословии синоптическими от греческого слова «синопсис»=общий, подобный, обзор предмета. Евангелисты-Синоптики более заняты видимою земною деятельностью Господа. Совсем особо от них стоит Евангелист Иоанн, изображающий духовную сторону этой деятельности (останавливаясь почти исключительно на событиях, имевших место в центре народной жизни - Иудее). Его Евангелие приближается уже к Откровению, приподнимая завесу с таких тайн Божьих, как воплощение предвечного Логоса, Бога-Слова.
Все четыре Евангелиста дают нам живой образ единственной в мире, неповторяемой безгрешной Личности-Богочеловека, но каждый из них выдвигает какую-нибудь одну сторону Его земного служения: у Матфея Иисус - Царь, у Марка - Слуга, у Луки - Человек, у Иоанна - Бог, но у каждого из них тот же Иисус является и Царем, и Слугою, и Человеком, и Богом.
Каноническое значение Евангелий всегда опиралось на достоверность их апостольского происхождения, подтвержденного свидетельством прежде всего Поликарпа, ученика Иоанна Богослова, и духовных писателей 1-го и 2-го веков. А самое веское доказательство боговдохновенности дарованных нам откровений дает их животворное возрождающее влияние на душу, алчущую и жаждущую правды и мира с Богом.